(1) Слово
Г-сподне, которое было к Михе из Морэйши в дни Йотама, Ахаза, Йехизкийа, царей
Йеуды, которое он пророчествовал о Шомероне и Йерушалаиме. (2) Слушайте, все
народы, внимай, земля и все, что на ней; и будет Г-сподь Б-г вам свидетелем,
Г-сподь из храма святого Его, (3) Ибо вот Г-сподь выходит из места Своего, и
низойдет, и ступит на высоты земли. (4) И растают горы под Ним, и долины
растрескаются, как воск перед огнем, как воды, льющиеся по склону. (5) Из-за
преступления Йаакова все это и из-за грехов дома Йисра-эйля. Кто (виновен)
в преступлении Йаакова? Разве не Шомерон? И кто (устроил жертвенные) высоты
Йеуды? (6) Разве не Йерушалаим? И сделаю Шомерон руинами полевыми, местом
насаждения виноградников, и сброшу в долину камни его, и основания его обнажу.
(7) И все истуканы его разбиты будут, все дары его за блуд сожжены будут в
огне, и всех идолов его предам разрушению, ибо из даров блуднице собрал он
(Б-гатства свои), и дарами блуднице станут они опять. (8) Об этом сетовать буду
и вопить, ходить буду, (как) безумный, и нагой, подниму вопль, как шакал, и
плач, как страус, (9) Потому что опасен (каждый) удар, (нанесенный) ему, ибо
дошел до Йеуды, достиг ворот народа моего – Йерушалаима.. (10) В Гате не
рассказывайте, плакать не плачьте – в Бэйт Леафре в пепле валяйся. (11) Проходи
себе, жительница Шафира, в наготе (и) сраме; не вышла жительница Цаанана,
сетование в Бэйт Аэйцэле; возьмет (раскинет враг) стан свой у вас. (12) Ибо
горюет о добре жительница Марота, потому что сошло бедствие от Г-спода к воротам
Йерушалаима. (13) Запрягай в колесницу лошадь, жительница Лахиша; она –
начало греха дочери Цийона, потому что в среде твоей пребывали преступления
Йисраэйля. (14) Поэтому дашь подарки Морэшэт Гату; дома Ахзива стали
разочарованием для царей Йисраэйля. (15) Еще наследника приведу тебе, жительница
Морэйша; до Адуллама уйдет слава Йисраэйля. (16) Сделай плешь, вырви волосы,
(скорбя) о сыновьях удовольствия твоего, расширь плешь свою, как орел, ибо они
прогнаны от тебя.
2
(1) О,
помышляющие о несправедливости и совершающие злое на ложах своих в свете утра;
делают они это, потому что сила есть в руке их. (2) И возжелают полей – и
отнимут, и (возжелают) домов – и захватят, и ограбят мужа и дом его, и человека
и удел его. (3) Потому так сказал Г-сподь: вот Я думаю (навести) на семью
(народ) эту бедствие, из-за которого не (сможете) двинуть шеями своими и ходить
выпрямившись, – ибо это время бедствия. (4) В день этот расскажет о вас
(сказитель) притчу и оплакивать будет плачем скорбным, скажет: совсем разорены
мы, удел народа он (враг) меняет. Как вырвет он мое? Нечестивый разделит поля
наши. (5) Поэтому не будет у тебя бросающего веревку, чтобы (разделить землю) по
жребию в обществе Г-споднем. (6) Не проповедуйте, проповедуют они; пусть не
проповедуют для этих – не отступит с позором. (7) Разве изменяюсь Я, дом
Йаакова? Разве нетерпелив дух Г-сподень? Разве таковы поступки Его? Ведь слова
Мои приносят добро тому, кто ходит путем (прямым). (8) Вчера – народ Мой,
(сегодня) – врагом стал; платье, плащ снимаете со встречного, с проходящих
спокойно, возвращающихся с войны. (9) Жен народа Моего изгоняете вы из жилищ
приятных их, у младенцев забираете красоту Мою навсегда. (10) Встаньте и идите,
ибо это не (страна) покоя: из-за того, что была она осквернена погубит (вас), и
гибель будет жестокой. (11) Если бы человек, следующий за духом (настроением
своим) и ложью, солгал, (сказав): "Буду проповедовать тебе вино и шэйхар", –
стал бы он проповедником народа этого. (12) Соберу всего тебя, Йааков, соединю
остаток Йисраэйля. Вместе поставлю его, как мелкий скот в загоне, как стадо,
там, где пасется оно; шуметь будут они от (множества) людей. (13) Поднялся пред
ними проламывающий (стены); проломили и прошли; (проломили) ворота и прошли
в них; и царь прошел пред ними, и Г-сподь – во главе них.
3
(1) И сказал
я: слушайте теперь, главы Йаакова и начальники дома Йисраэйля! Ведь должны вы
знать справедливость! (2) Ненавидящие Добро и любящие зло, грабящие у них (даже)
кожу и плоть с костей их. (3) И те, что пожирают плоть народа моего, и кожу с
них сдирают, и кости "их разламывают и разбивают – как в горшок, и мясо – как в
котел. (4) Тогда воззовут они к Г-споду, но Он не ответит им, и скроет лицо Свое
от них в то время, ибо творят они зло поступками своими. (5) Так сказал Г-сподь
о пророках, вводящих в заблуждение народ мой: (когда) грызут зубами своими,
кричат: "Мир!"; (а если) кто не кладет (ничего) в рот их, объявляют против него
войну. (6) Поэтому ночь вам, а не видения, потемнеет над вами – нельзя (будет)
гадать, и зайдет солнце над пророками, и помрачнеет над ними день. (7) И
посрамлены будут прорицатели, и устыдятся гадатели и все накроют усы свои
(древний знак траура), ибо не будет ответа от Б-га. (8) Но я полон силы, духа
Г-сподня, справедливости и мужества, чтобы сказать Йаакову (о) преступлении его
и Йисраэйлю – (о) грехе его. (9) Слушайте же это, главы дома Йаакова и
начальники дома Йисраэйля, возненавидевшие правосудие и все правое
искривляющие, (10) Строящие Цийон в крови, а Йерушалаим – несправедливостью.
(11) Главы его за вознаграждение судят., и священники его за плату учат, и
пророки его за деньги гадают, но на Г-спода уповают, говоря: "Ведь Г-сподь среди
нас – не придет на нас бедствие!" (12) Поэтому из-за вас, (как) поле, вспахан
будет Цийон, и Йерушалаим руинами станет, и гора дома (Г-сподня) – высотами
лесистыми.
4
(1) И будет
в конце дней: гора дома Г-сподня упрочена будет во главе гор и возвысится над
холмами, и стекутся к ней народы. (2) И пойдут многие народы и скажут: идите, и
взойдем на гору Г-сподню и к дому Б-га Йаакова, и научит Он нас путям Своим, и
пойдем дорогами Его, ибо из Цийона выйдет Тора и слово Г-сподне – из
Йерушалаима. (3) И будет Он вершить суд между народами многими, и рассудит
племена сильные до (пределов) далеких, и перекуют они мечи свои на орала, и
копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меч, и не будут они
больше учиться войне. (4) И будут они сидеть – каждый под лозой виноградной
своей и под смоковницей своей, и никто не устрашит (их), ибо уста Г-спода
Ц-ваота изрекли (это). (5) Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества
своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков. (6) В день тот,
слово Г-спода, соберу хромающее, и изгнанное объединю, и тех, на кого навел
бедствие. (7) И сделаю хромающее остатком, и отвергнутое – народом сильным, и
будет царствовать над ними Г-сподь на горе Цийон отныне и во веки веков. (8) А
ты, башня стада, крепость дочери Цийона! К тебе придет и (у тебя) будет
владычество прежнее, царство дочери Йерушалаима. (9) Почему ныне вопишь ты? Царя
нет у тебя? Или пропал советник твой, что охватили тебя муки, как роженицу? (10)
Содрогайся и страдай, дочь Цийона, как роженица, ибо теперь выйдешь из
города, и обитать будешь в поле, и дойдешь до Бавэля. Там спасена будешь, там
избавит тебя Г-сподь от руки врагов твоих. (11) А ныне собрались против тебя
народы многие, говорящие: осквернена будет, и увидит око наше (поражение)
Цийона. (12) Но не знали они мыслей Г-сподних и не поняли намеренья Его, ибо Он
собрал их, как сноп на гумне. (13) Встань и молоти, дочь Цийона, ибо железным
сделаю рог твой и копыта твои медными сделаю, и истолчешь народы многие, и
посвятишь Г-споду награбленное ими, и богатство их – Владыке всей земли. (14)
Ныне ополчись, дочь войска; обложил он нас осадой; палкой бить будут по щеке
судью Йисраэйля.
5
(1) А ты,
Бэйт-Лэхэм Эфрата, самый младший среди семей Йеуды! Из тебя произойдет (для)
Меня властелин в Йисраэйле, и происхождение его – из древности, от дней давних.
(2) Поэтому предаст Он их до времени, (пока не) родит роженица; и остальные
братья его возвратятся к сынам Йисраэйля. (3) И встанет, и пасти будет силой
Г-сподней, величием имени Г-спода Б-га своего, и жить будут (спокойно), ибо ныне
возвеличен будет Он до краев земли. (4) И это будет мир. Когда придет Ашшур в
страну нашу и когда топтать будет дворцы наши, поставим против него семь
пастырей и восемь властелинов людских. (5) И сокрушат страну Ашшура мечом, и
страну Нимрода – в воротах ее; и спасет Он от Ашшура, когда придет тот в страну
нашу и когда ступит в предел наш. (6) И будет остаток Йаакова среди народов
многих, как роса от Г-спода, как капли дождя на траве, которым не (нужно) ждать
человека и надеяться на сынов человеческих. (7) И будет остаток Йаакова между
народами, среди племен многих, как лев меж животных лесных, как молодой лев меж
стад мелкого скота, который, если пройдет, топчет и терзает, и некому спасти (от
него). (8) Поднимется рука твоя над врагами твоими, и все враги твои истреблены
будут. (9) И будет в тот день, слово Г-спода: истреблю коней твоих у тебя и
погублю колесницы твои. (10) И истреблю города страны твоей, и разрушу все
крепости твои. (11) И истреблю чародейства из руки твоей, и колдунов не будет у
тебя. (12) И истреблю истуканов твоих и памятные столбы твои из среды твоей, и
не будешь больше поклоняться делу рук своих. (13) И искореню ашэйрим твои из
среды твоей, и уничтожу города твои. (14) И совершу в гневе и ярости мщение над
народами, которые не слушали (Меня).
6
(1)
Слушайте, прошу, что говорит Г-сподь: встань, спорь пред горами, и пусть услышат
холмы голос твой. (2) Слушайте, горы, спор Г-сподень, и (вы), мощные основы
земли, ибо спор у Г-спода с народом Его и с Йисраэйлем спорить будет Он. (3)
Народ Мой! Что сделал Я тебе и чем утомил тебя? (4) Свидетельствуй против Меня!
Ведь Я вывел тебя из земли египетской, и из дома рабства выкупил тебя, и послал
пред тобой Мошэ, Аарона и Мириам! (5) Народ Мой, вспомни, прошу, что советовал
Балак, царь Моава, и что ответил ему Билам, сын Беора, (и что сделал Я для тебя)
от Шиттима до Гилгаля ради познания благодеяний Г-сподних. (6) С чем встречу
Г-спода, преклонюсь перед Б-гом Всевышним? Встречу ли Его жертвами всесожжения,
тельцами однолетними? (7) Угодны ли Г-споду тысячи овнов (и) десятки тысяч
потоков елея? Отдам ли я первенца своего за преступление свое? (8) Плод чрева
своего – за грех души своей? Сказано тебе, человек, что добро и что Г-сподь
требует от тебя: только вершить правосудие, и любить милосердие, и скромно
ходить пред Б-гом твоим. (9) Голос Г-спода к городу взывает – и мудрый узрит имя
Твое: слушайте жезл и того, кто назначил его. (10) Есть ли еще в доме грешника
сокровища нечестивые и мера скудная, ненависшая? (11) Буду ли невинным с весами
нечестивыми и с гирями неправильными в кармане? (12) (Город), чьи богачи
исполнены злодейства, а жители его говорят лживое, и язык их – обман в устах их!
(13) Но и Я сделал (тебя) больным, побивая тебя, опустошил за грехи твои. (14)
Есть будешь ты и не насытишься, и болезнь твоя будет внутри тебя; забеременеешь,
но не родишь, а то, что родишь, мечу предам. (15) Сеять будешь ты, а жать не
будешь; давить будешь оливки, но не будешь умащаться елеем; и (выжмешь)
виноградный сок, а вина пить не будешь. (16) И сохраняются обычаи Омри и все
дела дома Ахава, и вы следовали советам их, дабы предал Я тебя опустошению и
жителей его – освистыванью, и поругание народа Моего понесете вы.
7
(1) Горе
мне, ибо стал Я – как (после) сбора летних плодов, после уборки винограда: нет
грозди для еды, спелого плода желает душа моя. (2) Исчез благочестивый на земле,
и нет справедливого между людьми, все устраивают засаду, чтобы проливать
кровь, друг друга ловят в сеть. (3) За зло рук (своих надеются) получить добро:
начальник требует, и судья (судит) за взятки, и вельможа высказывает злое
желание души своей, – и извращают (дело). (4) Лучший из них – как терн,
справедливый – (хуже) колючей изгороди. День дозорных (пророков) твоих,
наказание твое наступает; ныне постигнет их смятение. (5) Не верьте другу, не
полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих, (6)
Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка против свекрови
своей – враги человеку домашние его. (7) А я на Г-спода надеяться буду, уповать
на Б-га спасения моего – Б-г мой услышит меня. (8) Не радуйся из-за меня,
неприятельница моя: хотя упал я, но встану, хотя сижу во мраке, Г-сподь – свет
для меня. (9) Гнев Г-сподень терпеть буду, ибо согрешил я пред Ним, пока не
защитит Он дело мое и не свершит суда надо мной; Он выведет меня на свет, увижу
я справедливость Его. (10) И увидит это неприятельница моя, и стыд покроет ее,
говорившую мне: "Где Г-сподь Б-г твой?" Глаза мои насмотрятся на нее, теперь
будет она попираема, подобно грязи на улицах. (11) День сооружения стен твоих,
день тот далек очень. (12) В день тот и к тебе приходить будут из Ашшура и
из городов египетских, и от Египта до реки (Перат), и от моря до моря, и от горы
до горы. (13) А земля та пустыней станет из-за жителей ее, за плоды деяний их.
(14) Паси народ Твой жезлом Твоим, овец наследия Твоего, обитающих уединенно в
лесу среди Кармэля, да пасутся они в Башане и Гиладе, как в дни древние. (15)
Как во дни исхода твоего из земли египетской, явлю ему чудеса. (16) Увидят
народы и устыдятся при всем могуществе своем: положат руки на уста, уши их
оглохнут. (17) Лизать будут прах, как змея, как пресмыкающиеся земные,
встревожатся они в скрытых местах своих; Г-спода Б-га нашего бояться будут и
страшиться тебя. (18) Кто Б-г, как Ты, (который) прощает грех и проходит мимо
(не вменяет в вину) преступления остатку наследия Своего, не держит вечно гнева
Своего, ибо любит миловать Он. (19) Он опять смилуется над нами, скроет
беззакония наши. И Ты ввергнешь в глубины моря все грехи их. (20) Ты явишь
верность Йаакову, милость Аврааму, о которой клялся Ты отцам нашим с давних
времен.